Игра, как основной вид деятельности
   Современная эпоха высокой информированности предъявляет к человеку серьёзные требования, и это относится не только к взрослым, но и к детям, причём с раннего возраста. Родителям необходимо знать, что воспитывать ребёнка нужно в естественных для него условиях, учитывая его интересы, то, чему он уже научился, что умеет делать.
    Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность, Особенно она важна для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работают память, мышление, восприятие. В игре ребёнок проявляет большие произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задания. Даже острота зрения повышается в условиях игры и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире.

Вот что говорят об игре наши известные психологи. ЛА. Венгер отмечает, что игра требует от ребенка действий во внутреннем плане, опоры на представления. Внешние игровые действия выступают в качестве исходной опоры при образовании действий внутреннего плана, помогают ребенку вести себя осмысленно. А.В.Запорожец и Т.О.Гиневская доказали, что в игре большинство детей переходит к более сложной организации движений, сознательно воспроизводит и совершенствует их. Двигательное развитие ребенка в игре становится основой сознательных физических упражнений в дальнейшем. По мнению Д.Б.Элькошна, сюжетно-ролевая игра даёт образец поведения в той или иной ситуации и эталон для контроля. Чем выше уровень развития игры, тем более выражено у детей умение управлять своим поведением, без которого невозможно добиться успеха ни в одном деле.
    Игра является основным видом деятельности, в котором ребенок удовлетворяет свои жизненно важные потребности в движениях, в активности и в общении со сверстниками.
   В коллективных играх каждый ребёнок имеет возможность проявлять свои самые лучшие качества, свою индивидуальность.В игре создаются исключительные условия для развития у детей чувства взаимопомощи, коллективизма. Дети приучаются к соблюдению правил, умению контролировать своё поведение, и объективно оценивать поступки своих сверстников.
    Интересная и содержательная деятельность детей обеспечивается при условии использования разнообразных игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций. Поэтому очень важно так продумать организацию педагогического процесса, чтобы отведенное для игровой деятельности время ничем другим не заполнялось. Одним из условий, обеспечивающих развитие игровой деятельности, является наличие игрового материала. Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, скакалки, обручи, кегли. Значительное место в детских играх отводится игрушкам для конструирования - мозаике, конструкторам, головоломкам.
     Каждый вид игр имеет свои особенности в плане организации и методики их проведения, но существуют общие педагогические требования к проведению всех видов.
     Прежде чем играть, необходимо объяснить правила игры, для сюжетно-ролевых игр необходимо наличие определенных знаний об окружающей жизни, которые ученики получают в процессе учебной деятельности, дети очень любят, когда с ними играет педагог.                   Вмешиваться в самостоятельные игры детей нужно тогда, когда дети в этом нуждаются. Это одно из правил.
     Важным моментом в организации игры является умение вовремя подготовить ребят к её окончанию. Нельзя неожиданно прорывать игру, ведь ребенок вошел в роль, заигрался и, порой, не слышит даже взрослого. После окончания игры нужно провести коллективное её обсуждение. Во время таких обсуждений дети выражают своё отношение к поведению игроков.
    В организации и управлении детскими играми можно выделить следующие общие правила, которых учитель должен придерживаться постоянно.
1. Игра должна приносить радость. Нельзя заставлять ребёнка играть, нужно создать условия для возникновения интереса к игре.
2. Нужно оживлять игру внесением нового содержания и правил. Ребята должны фантазировать, придумывать новые игры.
З. Создавать в игре непринужденную обстановку. Нельзя сдерживать двигательную активность детей.
4. Не надо навязывать детям новый материал. Пусть он лежит свободно, дети берут то, что им нужно.
5. Всегда нужно хвалить ребенка за успехи в игре. А если есть неудачи и огорчения, нужно помочь ученику справиться с ними.
б. Свои взаимоотношения с детьми нужно строить на взаимодоверии.
      Важным условием эффективности игровой деятельности является правильное планирование игр. Необходимо учитывать время проведения игр, сочетание урочной и внеурочной работы. Игры нужно проводить до уроков, между уроками, во время уроков. прогулок.  
     На прогулках проводятся подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и спортивные игры и развлечения. Особенно этому благоприятствуют прогулки в лес, на луг в любое время года, где открывается широкий простор для двигательной, познавательной и творческой активности ребят. Зимой с детьми организовываются катания на санках, лыжах, игры в снежки. Большие возможности создаются на прогулках и для дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи. Дети учатся наблюдать, сравнивать, описывать предметы. Например, "Найди дерево по описанию", "Загадай, мы отгадаем", Считай дальше" и др.
Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "Дом", "Магазин", "Школа", "Библиотека," и др.
     Для подвижных игр характерна постоянная смена ситуаций, согласованность в действиях детей, а также высокая степень двигательной активности. Подвижные игры не требуют от детей специальной подготовки. Они способствуют укреплению здоровья.
   Трудно переоценить возможности игр, так как они безграничны, важно лишь, чтобы педагог был полон сил, энергии, фантазии, желания видеть своих воспитанников всесторонне развитыми личностями.


Дзяржаўная ўстанова адукацыі
" Навучальна-педагагічны комплекс Варнянскі яслі-сад-агульнаадукацыйная сярэдняя школа"
Hosted by uCoz