Наташа Ростова - любимая героиня Толстого
10 класс

Тема:
Наташа Ростова как нравственный идеал (по роману Л.Толстого "Война и мир")

Цель:

- учить внимательно читать текст, сопоставлять, сравнивать, делать обобщение, цитировать;
- развивать умение логически строить высказывание, аргументировать, развивать монологическую речь;
- создавать предпосылки, условия для формирования собственного нравственного идеала, учить ответственности в любви, в семье.
Технология: проблемное обучение

1. Предварительное задание:
а) перечитать - т.1, ч.1, гл. 8, 10, 15-17; т.2, ч.1, гл. 10-12, 15, 16, ч.3, гл. 12-13, 14-24, ч.4  гл. 4,7, 9-13, ч.5, гл. 7, 8-10, 12-22; т.3, ч.1, гл. 16, 17-18, 20, ч.3, гл. 12-14, 16-17, 30-32; т.4, ч.1, гл.16, ч.4, гл. 13,15-16, 17-20; эпилог ч.1, гл.5, 10-11, 13, 16
б) составить план по теме "Наташа Ростова - идеал Толстого"
в) отметить  3-4 цитаты
г) в учебнике прочитать раздел  "Наташа Ростова"

2. Индивидуальное задание
Цель: учить слушать, дополнять, оценивать друг друга

Ход урока

1. Слово учителя
Вы, конечно, заметили, что Толстой относится к своим героям по-разному: одних он рисует с откровенной симпатией и сочувствием (Пьер, Андрей, княжна Марья), других презирает (Анатоль, Элен, князь Василий), к третьим подчеркнуто холоден (Берг, Вера Ростова), некоторых откровенно ненавидит (Напалеон).
Во многом отношение Толстого определяется близостью его героев к народу, участием их в общей жизни, отсутствием или наличием в них расчетливости и эгоизме. А как Толстой относится к Наташе? Вы знаете, что в традициях русской литературы вообще поиск идеала человека в женщинах. (Приведите примеры: Пушкин - Татьяна Ларина, Тургенев - Елена Стахова, Некрасов - Матрена Тимофеевна).

2. Поразмышляем над проблемой
а) Сам автор "Война и мир" рассуждал так "Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание". А критик Николаева упрекала Наташу в полном безразличии к проблеме женской эмансипации, освобождения. Кто прав? Ваше мнение.
б) "Люди, как реки". Как вы понимаете эти слова?

3. Работа над основными эпизодами романа, раскрывающими "диалектику души" Наташи.
1. В чем прелесть героини. Зачитайте описание внешности. Расскажите о первой встрече с Наташей. Красива ли Наташа? Ее обаянии - в простоте, естественности, жизнерадости, непосредственности. Эпизод - именины.
2. Вторая встреча с Наташей - в имении Отрадном. Зачитайте (т.2, ч.3, гл.2 "Князь Андрей, невеселый и озабоченный……")
Чему она так рада?
Перескажите близко к тексту ночь в Отрадном.
3. Эпизод "У дядюшки"
Цель: В этом эпизоде раскрывается одна из главных идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. "Сущность ее жизни - любовь" - писал Л.Толстой. любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.
4. Эпизод "Первый бал Наташи"
это любимая страница романа. Наташа на первом настоящем балу. Как автор передает ее волнение, радость, счастье? Кто ей пришел на помощь?
5. Поразмышляем "Люди, как реки.."
6. Как же дальше развивались события?
Начало любви Андрея и Наташи.
Цитата "Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа.."
Что заставило Андрея отсрочить свадьбу?
Не ослушался отца или не захотел сам?
Андрей замкнулся в себе, в своих чувствах.
7. Почему Наташа увлекается Анатолием?
Полюбив, она желает счастья сейчас, немедленно. Он должен быть с нею рядом. Любить и быть любимой - единственная ее потребность. Нет рядом Андрея - значит, время остановилось. Проходят дни в пустую. Каждую минуту она должна чем-то наполнять. Чувствуя себя свободной, 17-летняя Наташа никого и ничего не боится. Она не знает людей, не знает, что люди могут быть коварны, низки. Таковы брат и сестра Курагины - Элен и Анатоль. Отрицательную роль сыграл и Пьер. А Наташа ему верила, что он не мог женится на безнравной женщине.
Как вы расцениваете поступок Наташи?
Вправе ли мы судить ее?
Что сделала Наташа?
Как хотела очистить свою совесть?
8. Милосердие Наташи. Эпизод "У постели умирающего Андрея", "После смерти".
9. Что же возрождает Наташу к жизни?
Тяжело страдание, Наташа оторвана от семьи, одинока. Горе у Ростовых - смерть Пети. Дочь - рядом. Любовь к матери  показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
10. Докажите, что Наташа - это настоящий русский характер, настоящая русская душа.
11. Наташ и ее семья.
12. Подведение итогов. Оценки.

Дзяржаўная ўстанова адукацыі
" Навучальна-педагагічны комплекс Варнянскі яслі-сад-агульнаадукацыйная сярэдняя школа"
Hosted by uCoz