М. Горький "Старуха Изергиль"
8 класс
Цели:
- помочь учащимся научиться читать литературу;
- открывать для себя мир человеческих отношений;
- вдумываться в прочитанное;
- развивать навык сопоставительного анализа;
- развивать монологическую речь;
- воспитывать чувство ответственности, гордости, гуманности.
Оформление:
1. Репродукции портретов М.Горького.
2. Иллюстрации к рассказу.
3. Высказывание.
4. План-схема "Композиция".
5. Таблица "Целевое наблюдение" (словарь-характеристика).
Эпиграф: "Не живут люди, все примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут судьба? Каждый сам себе судьба."
Ход урока
1. Слово учителя: Существует древняя легенда. Одного философа спросили: "Диоген, что ты ищешь днем с огнем?"
- Я ищу человека.
- Кого? Днем с огнем?
- Да, я ищу человека.
Очевидно, он имел в виду, что человек сложен, загадочен, сущность его глубина и чаще сокрыта даже от него самого. Сегодня мы поговорим о … (объявляется тема и цели урока). Я хочу обратить ваше внимание на 3 портрета Горького. Как вы думаете, какой изображает писателя, написавшего рассказ "Старуха Изергиль"?
2. Работа с формулировкой темы.
"В жизни всегда есть место подвигу" В конце не стоит никакого знака. Давайте проследим, как будет меняться значение в зависимости от знака: . -законченная мысль; ? - сомнение; ! - утверждение; , - обязательное продолжение мысли; ….. - незаконченность мысли.
3. Озвучивание схемы "Композиция".
4. Целевое наблюдение за героями. Подобрать слова-характеристики героям.
Ларра Изергиль Данко
Жестокий
Красивый
Гордый
Эгоист Хитрая
Мудрая
Влюбленная
Гордая Добрый
Отзывчивый
Гордый
Гуманный
Альтруист
5. Беседа по тексту:
- данные черты характера подтвердите текстом (учащиеся читают 3-4 цитаты о Ларе и Данко)
- одинаковая ли гордость у Лары и Данко? (Нет не одинаковая. Ларра считает себя выше людей. Он умеет брать, ничего не давая взамен.. Данко отдает все людям, менее думая о себе…)
6. Монологические ответы учащихся
а) сравнительная характеристика героев
б) устный рассказ об одном герое
7. Чтение отрывков наизусть
а) о Ларе
б) о Данко
8. Монологический ответ о старухе Изергиль
а) см. эпиграф. Чьи это слова?
б) 1 и 3 части противопоставлены. А зачем вторая. (Она объединяет 1 и 3 часть).
в) что общего у Изергиль с Ларой (горда, самолюбива, эгоистична, ищет наслаждение для себя, по ее вине гибнут люди) и Данко (не заботиться о деньгах, не ищет выгоду, спасла Аркадека)?
9. Поразмышляем: что значит подвиг в жизни каждого героя - Лары, Изергиль, Данко?
10. Работа с илюстрациями
- выражают ли они суть характеров героев?
11. Поиск музыкальных аналогий
- попробуйте с помощью музыки охарактеризовать героев
а) музыкальный инструмент (орган, скрипка)
б) композиторы - бах. Бетховен, Шопен, Чайковский?
12. Выводы. Рефлексия
- можно ли совместить характер Лары и Данко?
- имеем ли мы право судить героев?
- см. эпиграф.
- какой знак поставите в конце темы?
- что вам понравилось на уроке? Кто?
13. Слово учителя
В жизни учителя по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать,
И помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.