Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне"
11 класс
Цель: анализируя идейно-философский аспект пьесы, дать понятие об истинном и ложном гуманизме, развивать умение учащихся, характеризовать героев, логически анализировать прочитанное, записывать тезисы; формировать гуманное отношение к людям, опираясь на знание моральных принципов, усвоенных на уроках этики.
Оборудование: диафильм, фонохрестоматия, карточки с опереживающим заданием, текст пьесы, учебник, словарь, запись на доске.
План записываем на доске:
1. Становление идей как основа конфликта. Понятие о гуманизме.
2. Лука и Сатин. Спор о правде и назначении человека.
3. Роль этих персонажей для раскрытия темы.
4. Утешительная ложь Луки как попытка сгладить приговор.
5. Разрешение поставленной проблемы через образ сатина. Вера в торжество человека. Суть истинного гуманизма.
Ход урока
I. Целевая установка
Особенности драматургии Горького:
столкновение идей как основа драматического конфликта;
глубокий историзм, связанный изображением пролет;
бытовой и фил. план пьесы;
продуманная композиция;
афористичность языка;
истинный оптимизм.
Записываем слово гуманизм - это человечность в отношении к людям….
II. Карточки с опережающим заданием
№1. Горький и художественный театр.
№2. Социальный гуманизм в действии (опираясь на этику).
№3. В чем заключается новаторство драматургии Горького (см. учебник и текст).
№4. Опираясь на содержание пьесы докажите, что она стала обвинительным актом капиталистического строя.
№5. Почему не смотря на несчастья и смерть персонажей, общая атмосфера пьесы оптимистична. Согласны ли вы? Докажите.
№6. Кто из героев пьесы предлагает правильный выход из создавшегося положения. Чей путь вы осуждаете. Аргументируйте свой ответ.
№7. В чем заключается социальный смысл пьесы и общеполитическое значение. Почему ее назвали пьесой-буревестником.
Задания всему классу.
К каждому пункту плаката записать основополагающий тезис. Кратко, логично выделить главное в ответе. (проверяю выборочно, 3-4 оценки).
Слушаем сообщение по карте №1. Рецензия на ответ (2 оценки)
ІІІ. Аналитическая беседа по содержанию пьесы с опорой на текст.
Чем обусловлено обращение Горького в 1901г. к драматургии.
Какова история написания пьесы.
Чем отличается драматургия Горького от драм Чехова и Островского. Что сближает.
Что показалось вам необычным в этой пьесе.
Каких необычных героев вывел Горький на сцену.
В чем реализация пьесы:
Характеристика обитателей ночлежки и хозяев.
Найти описание ночлежки, условий жизни.
Сделаем вывод.
IV. Прослушивание продолжения монологических ответов учащихся по карточкам. Оценки.
V. Комментирую особенности драм Горького с включением учащихся в беседу (используем таблицу).
VI. Работа по 1 и 2 пункту плана. Основной тезис пишем в тетрадь.
VII. Просмотр фрагмента диафильма.
Вопросы:
- верит ли Лука в то, что говорит.
- нужна ли утешительная ложь.
- найдите в тексте, как обрываются ненадолго вспыхивающие надежды ночлежников.
- а где Лука. Когда он больше всего нужен. (оцените его гуманизм).
- какова роль Луки и Сатина. (самостоятельно ответить дома).
Запись под диктовку.
"Лука-жулик. Он собственно ни во что не верит, но он видит, как страдают и мечутся люди. Вот он и говорит им разные слова, чтобы тешить".
Задание:
1. Всем ответ на вопрос 4. Знать понятие: гуманизм.
2. Группе учащихся составить план характеристики Сатина. Другой группе характеристику Луки.
2-й урок
1. Целевая установка.
2. Зачитываем план характеристики Луки. На доске 2 учащихся записывают план.
3. слушаем связный ответ "Роль Луки и Сатина".
4. Работа над образом Сатина. Составляем устную характеристику. Сравнительная характеристика Луки и Сатина (портрет, род занятий, речь, отношения к моде, жизни и т.д.)
5. Работа с текстом. Как сатин относится к старику и как это характеризует Сатина (Сатин жалеет Луку, понимает ложь).
6. Прослушаем монолог Сатина.
- к кому обращены его слова.
- можно ли считать Сатина героем.
- какие реакционные идеи опровергает Горький.
7. Самостоятельная работа с учебником. Ответы пишем в тетради.
а) Найдите, в чем Горький видит выход для людей "дна".
б) В чем заключается гуманизм.
8. Развитие понятия истинного гуманизма. Прослушивание монологичного ответа по карточке №2.
9. Обобщение изученного.
Индивидуальные ответы по карточке №5, 6, 7.
10. Домашнее задание:
а) аргументировано, полно дать ответ на вопрос "Проблема истинного гуманизма".
б) составить и записать сложный план "Кто прав в споре о правде", "Человек рождается для лучшего".
в) опереживающее задание на следующем уроке.