Роль учителя в жизни мальчика
(В. Распутин "Уроки французского" )
6 класс

Тема: Легко ли быть учеником?  (по рассказу В.Распутина "Уроки французского")

Цель урока:

- создать благоприятные условия для сопереживания;
- способствовать развитию творческого, ассоциативного мышления, коммуникативных навыков;
- учить работать с текстом, отбирать языковые средства;
- воспитывать интерес к чтению, к творчеству Распутина.

Оформление:
учебник, толковый словарь, "Дерево прав ребенка", рисунок "Цветок под солнцем", на доске - тема урока.

Ход урока

І. Учитель читает отрывок из произведения Пушкина:
Мороз и солнце! День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица. Проснись.
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись….
Я прочла эти строки, потому что они созвучны моему настроению. А с каким вы настроением пришли в школу? Хочется ли вам учиться? Легка ли работа ученика? Сегодня мы поговорим  о том, легко ли быть учеником. А в центре нашего разговора будет рассказ В.Распутина "Уроки французского".  Поскольку в рассказе немного героев, то вы сможете побывать в роли и сверстников, и учителей, и родителей, и юристов.

ІІ. Представляю группы (1-я - сверстник, 2-я - учителя, 3-я - родители, 4-я - юристы).

ІІІ. Вопросы (каждая група посылает другой группе по 2 вопроса. Вопросы записаны на карточку, поставь свое имя. Посоветуйтесь, какой пошлете вопрос (по тексту).

IV. Творческое задание "Соавторство"
Каждая группа готовит (2-3 мин.) портретное описание мальчика. Слушаем каждую группу. Отвечает 1 ученик (см. портрет писателя на стр. 115 учебника)
Как учился мальчик? Почему он учился хорошо? (способный от природы, целеустремленный, настойчивый). См. текст стр.116-117

V. Смысл словосочетания "учиться хорошо". Как  складывались у мальчика взаимоотношения со сверстниками? Вопросы группе сверстников: Кто в вашей компании? Нужно ли хорошо учиться? Почему играете на деньги? Почему не любите мальчика?
Найдите в словаре слово "унижение". Какие вы можете назвать унизительные ситуации? На какое унижение идет мальчик? Только ли мальчик унижается? Кто еще?  Какие у них правила игры? Зачем идет мальчик к сверстникам?

VI. Автор вспоминает школьные годы с высоты житейских лет. Каково назначение учителя? Слушаем ответы группы учителей. Вопросы: Сколько учителей. Какие? Что поняла Лидия Михайловна и как она помогла мальчику? Почему директор так отнеся к поступку учительницы? Как это его характеризует?  Какие неписаные законы нарушила учительница. А директор?
VII. Творческое задание "Экспромт"
За 3-4 минуты придумать ответ на вопрос "Как директор мог поступить иначе?"
Помогают ли учителя  мальчику учиться? Какие взрослые окружают мальчика? Какие у них отношения.
Слушаем ответы группы взрослые.
Как, по вашему мнению, взрослые люди, в том числе родители, могут помочь мальчику учиться?

VIII. Творческое задание "Ассоциация"
На доске рисунок: в центре - цветок, поднимается и распускается, солнце - вверху, вдали могучие деревья, внизу дорога, и пчелы, летящие к цветку.
С какими людьми ассоциируются данные предметы? (например: цветок- это мальчик, солнце - мама, пчелы - учитель). Слушаем ассоциации каждой группы.

IХ. Проблемный вопрос: так легко ли быть учеником?
Когда, при каких условиях ученик может реализовать себя в полной мере?
Слушаем ответы группы юристов.
На доске рисунок - голое дерево. Ученики-юристы прикрепляют листочки-права. Например: право на жизнь, право на учебу, право на любовь, право на медицинское обслуживание.

Х. Учитель. Сегодня ваши права соблюдаются и сохраняются. У вас есть все возможности, чтобы хорошо учиться, чтобы вас заметили. Оценили. Но от кого это зависит.

ХI. Рефлексия. Что ставим на первое место? Родители, учителя, сверстники, взрослые (социум), я. Хорошо, если "я" ставят на первое место.
Итоги урока.
Как вы считаете, почему Распутин так назвал рассказ "Уроки французского"?
Как можно назвать по другому.
Каждый школьный урок - это урок жизни, саморазвития, самосовершенствования. Быть учеником трудно, но  интересно, увлекательно, познавательно. Только в труде можно чего-то достичь. Учитесь и помните, что школьная жизнь -  самый замечательный этап в жизни человека.
Оцените свою работу.

Дзяржаўная ўстанова адукацыі
" Навучальна-педагагічны комплекс Варнянскі яслі-сад-агульнаадукацыйная сярэдняя школа"
Hosted by uCoz