Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни
10 класс
Цели и задачи:
- создать условия для развития художественного мышления;
- совершенствовать навыки сопоставительного анализа;
- заинтересовать учащихся самим процессом чтения;
- формировать коммуникативную культуру учащихся, создавая атмосферу сотрудничества;
- воспитывать "чувства добрые".
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Вид урока: урок-практикум с элементами исследования и технологии французских педмастерских.
Наглядность: записи на доске, иллюстрации, тесты № 1, 2, карточки с заданием, схемы и таблицы (в тетради), контрольная карточка для самооценки.
План урока:
1. Создание эмоционального настроения;
2. Лирическая пауза;
3. Определение целей ("целепологание");
4. Самоконструкция:
а) Онегин - это…
б) Онегин = /перифразы/
в) рассуждение по проблеме: счастье ("Мозговой штурм")
5. Самоконтроль - тест по теме
6. Социоконстуркция (задания по карточкам для группы в паре)
7. Социализация (озвучивание результатов)
8. Карточки "Узнай героя"
9. Творческая работа "Евгений Онегин" для меня - это….
10. Рефлексия
11. Оценка работы
Ход урока
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения
- звучит музыка (стихотворение "Загадочная русская душа")
- учитель: Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Улыбка ваших милых глаз
Я знаю: в классе каждый гений
Но без труда талант не в прок
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сотворим урок.
- Добро пожаловать, ребята и гости, на наш урок по теме "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни". Мне бы хотелось увести вас в чудесную страну Литературию, где мы будем продолжать читать, размышлять, думать, делать открытия, перечитывать, переживать.
- А с какой целью вы пришли на урок?
- Что же такое "Евгений Онегин"? Хотя….
- Кто же такой Евгений Онегин? (смотри запись на доске)
Онегин - страдающий эгоист (Белинский)
Онегин - "умная ненужность" (Герцен)
Онегин - Митрофан Простанов новой формации (Писарев)
Онегин схож с Обломовым (Добролюбов)
Какое высказывание точнее? Ваше мнение.
- Озвучим целевое наблюдение: Онегин = молодой повеса, добрый приятель (все по очереди называют слова из текста).
- Учитель: В своей поэме Пушкин умел коснуться так много, намекнул о столь многом, что принадлежит к миру русской природы, к миру русского общества… (Белинский)
какие же проблемы? (записываем на доске).
Главная проблема - человек.
- Предлагаю тест (каждому карточку). Проверим - оценка.
II. Социоконструкция
Работа в паре и в группах. Обсудите и озвучьте
I группа
* Онегин и Автор
*День Онегина в Петербурге и день Автора в Одессе
* В чем загадка Онегина? II группа
* Лирические вступления
* Художественное своеобразие романа
III
*Сравните письмо Онегина (гл.8) и Татьяны (гл.3)
Ответ на письмо
а) Онегина (исповедь - проповедь) гл.4 (12-16)
б) объяснение-урок Татьяны гл.8 (42-47) IV группа
Исследование по тексту "Некоторые аспекты из кулинарного антуража"
III. Социализация
- Учащиеся озвучивают результаты своей работы по теме.
- Все слушают, могут задавать вопросы, выразить и согласиться.
IV. Разрыв
- Так было ли возможно счастье?
- Почему у романа открытый финал?
- В чем счастье каждого героя?
- А кто всё-таки самый счастливый?
IV. Творчество
(Под музыку) Роман "Евгений Онегин" открыл…… Я смог научиться … Я понял, что ……
VI. Рефлексия
Я сегодня понял, что……..
Мне понравилось, как …..